vectortech.ru
Роботизация и автоматизация производства
Каталог
Промышленные роботы
Электроэрозионные станки
Компания
О компании
Сотрудники
Видео
Реквизиты
Новости
Услуги
Контакты
+7 (343) 382-14-27
Заказать звонок
Задать вопрос
Войти
  • Корзина0
  • Сравнение товаров0
info@vectortech.ru
г. Екатеринбург, ул. Благодатская, стр.76
vectortech.ru
Роботизация и автоматизация производства
+7 (343) 382-14-27
Заказать звонок
Войти
Сравнение0
Корзина 0
Каталог
  • Промышленные роботы
    Промышленные роботы
  • Электроэрозионные станки
    Электроэрозионные станки
Компания
  • О компании
  • Сотрудники
  • Видео
  • Реквизиты
  • Новости
Услуги
Контакты
+  ЕЩЕ
    vectortech.ru
    Каталог
    • Промышленные роботы
      Промышленные роботы
    • Электроэрозионные станки
      Электроэрозионные станки
    Компания
    • О компании
    • Сотрудники
    • Видео
    • Реквизиты
    • Новости
    Услуги
    Контакты
    +  ЕЩЕ
      Сравнение0
      Корзина 0
      vectortech.ru
      Сравнение0 Корзина 0
      Телефоны
      +7 (343) 382-14-27
      Заказать звонок
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Промышленные роботы
        • Электроэрозионные станки
      • Компания
        • Назад
        • Компания
        • О компании
        • Сотрудники
        • Видео
        • Реквизиты
        • Новости
      • Услуги
      • Контакты
      • Личный кабинет
      • Корзина0
      • Сравнение товаров0
      • +7 (343) 382-14-27
      Контактная информация
      г. Екатеринбург, ул. Благодатская, стр.76
      info@vectortech.ru

      Проблемы качества сварных соединений при роботизированной сварке аустенитных сталей

      Главная
      —
      Блог
      —Проблемы качества сварных соединений при роботизированной сварке аустенитных сталей

      Переход на роботизированную и автоматизированную сварку аустенитных сталей (таких как 1.4301/AISI 304, S32100/AISI 321) является ключевым направлением для повышения производительности и повторяемости процессов в современном производстве. Однако, несмотря на высокую точность оборудования, технологические требования, присущие этим материалам, не только сохраняются, но и требуют еще более строгого контроля. Автоматизация процесса обнажает фундаментальные металлургические и технологические проблемы, такие как склонность к образованию горячих трещин, выделение карбидов и интерметаллидов, а также высокие остаточные напряжения.

      Ключевые технологические проблемы при роботизированной сварке нержавеющих сталей

      Роботизированная сварка, обеспечивая высокую скорость и стабильность, предъявляет жесткие требования к подготовке и параметрам процесса. Для аустенитных сталей характерен комплекс взаимосвязанных проблем:

      1. Риск образования горячих трещин: Высокие скорости охлаждения, возможные при роботизированной сварке, могут усугубить проблему образования горячих трещин, связанную с кристаллизационной ликвацией и наличием двухфазной структуры (γ-аустенит + δ-феррит).
      2. Снижение коррозионной стойкости: Термический цикл сварки, особенно при неправильно выбранных параметрах (скорость, тепловложение), приводит к тому, что зона сплавления и термического влияния (ЗТВ) становятся критическими участками для выделения карбидов хрома (Cr23C6) и образования σ-фазы. Это происходит в диапазоне температур 470–840 °C, вызывая склонность к межкристаллитной коррозии.
      3. Высокие остаточные напряжения: Низкая теплопроводность и высокий коэффициент линейного расширения аустенитных сталей обуславливают возникновение значительных сварочных напряжений. Роботизированная сварка с ее концентрированным тепловложением требует точного управления термическим циклом для минимизации этих напряжений, которые являются движущей силой стресс-коррозионного растрескивания.

      Анализ дефектов в сварных соединениях выполненных на РТК (роботизированных комплексах) с различных предприятий

      Анализ трех образцов сварных соединений, выполненных аргонодуговой сваркой (которая лежит в основе многих роботизированных процессов), выявил типичные дефекты, возникновение которых должны предотвращать на этапе программирования робота и отладки технологии.

      Образец №1 (элемент трубопровода): Обнаружены непровары в корне шва. При автоматической сварке подобный дефект является следствием ошибок в позиционировании горелки, неверно заданной геометрии разделки кромок или неоптимальных параметров сварки. Эти непровары стали очагами развития язвенной и ножевой коррозии в металле трубы, которая трансформировалась в подповерхностную. Равномерная электрохимическая коррозия (ЭХК) основного металла была незначительной. (рис 1)

      развитие язвенной ножевой.jpg
      Рисунок 1 – Развитие язвенной ножевой подповерхностной коррозии (а) в зоне непровара трубы (б)

      Образец №2 (элемент бака-хранилища): Выявлен непровар по поверхности сплавления — критический дефект, часто связанный с несоответствием траектории движения горелки геометрии соединения. Дефект привел к масштабной коррозии избирательного ножевого и язвенного характера, развивающейся со стороны корня шва. (рис.2)

      Структура с развитыми участками коррозии в полости сварки и сварном шве.jpg
      Рисунок 2 – Структура с развитыми участками коррозии в полости сварки и сварном шве

      Общая проблема загрязнения металла: Во всех образцах зафиксирована высокая загрязненность металла шва неметаллическими включениями (нераскатанные сульфиды и оксисиликаты >4 балла по ГОСТ 1778). В условиях роботизированной сварки это указывает на необходимость более тщательного контроля качества сварочных материалов (проволоки, защитных газов). (рис. 3)

      Структура с развитыми участками коррозии от непровара в зоне поверхности сплавления шва.jpg
      Рисунок 3 – Структура с развитыми участками коррозии от непровара в зоне поверхности сплавления шва (а-в – подповерхностная, развитая из ножевой (щелевой) коррозии; г, е – ножевая и стресс-коррозия; д – поверхностная неравномерная и подповерхностная коррозия).

      Микроструктурный анализ шва (рис. 4) выявил сложный состав: аустенит, феррит, σ-фаза и нитриды титана. Именно по границам этих фаз, в особенности по интерметаллидным включениям (σ-фаза), и развивается избирательная коррозия.

      Микроструктура анализ шва.jpg
      Рисунок 4 – Микроструктура анализ шва

      Выводы и рекомендации для роботизированных технологий

      Проведенный анализ демонстрирует, что основные дефекты, ведущие к коррозионному разрушению, являются прямым следствием технологических ошибок, которые должны быть исключены в автоматизированном процессе.

      Точное управление тепловложением: программа роботизированной сварки должна быть оптимизирована для исключения непроваров и обеспечения стабильного проплава. Необходимо строго контролировать тепловую мощность и скорость сварки, чтобы минимизировать время пребывания металла в критическом интервале температур 470–840 °C, предотвращая выделение карбидов и σ-фазы.

      Контроль качества материалов: Высокая загрязненность шва включениями неприемлема. Для роботизированной сварки необходимо использовать сварочную проволоку и основные материалы высшего качества с сертификацией, гарантирующей низкое содержание примесей.

      Преимущества автоматизации в борьбе с коррозией

      Роботизированная сварка, при правильном применении, является не причиной проблем, а инструментом их решения. Она позволяет обеспечить высокую повторяемость и стабильность параметров сварки, сводя к минимуму человеческий фактор. Точно воспроизводить оптимальный термический цикл, уменьшая зону перегрева и остаточные напряжения. Полностью исключить типичные для ручной сварки дефекты (непровары, подрезы) за счет точного позиционирования и движения горелки.

      Таким образом, успешное применение роботизированной сварки для аустеничных сталей требует не только точного оборудования, но и глубокого понимания металлургических процессов. Разработка технологических карт должна базироваться на комплексном учете всех рисков, а контроль качества — включать методы неразрушающего контроля для выявления дефектов на ранней стадии. Только такой подход позволит реализовать весь потенциал автоматизации для создания высоконадежных и долговечных сварных соединений, устойчивых к коррозии.

      Авторы:

    • Ведущий инженер технолог (материаловед) - Евлампьев А.В
    • Ведущий инженер технолог (мехатроника и робототехника) - Бабин Н.С.
    • Назад к списку
      О компании
      Услуги
      Контакты
      +7 (343) 382-14-27
      Заказать звонок
      info@vectortech.ru
      г. Екатеринбург, ул. Благодатская, стр.76
      Политика конфиденциальности
      2025 © ООО "ВекторТех". Все права защищены.